Нарушение прав пациента
Случаи нарушений прав пациентов сотрудниками медицинских учреждений, сегодня, увы, не редкость. И в первую очередь, обусловлено это незнанием гражданами норм и требований закона. О том, какие виды ответственности предусматривает закон за нарушение прав пациентов, как защитить свои права и интересы при неправомочном отношении медработников, читайте в нашей статье.
Пациентом признается лицо, обратившееся в лечебное учреждение либо к врачу частной практики за получением лечебно-диагностической или профилактической помощи. Пациент имеет свои определенные права, основанные на гражданских, экономико-политических, социальных и культурных прав человека, независимо от того, какую медицинскую помощь он получает – платную или на безвозмездной основе.
В соответствии со ст. 30 закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» права пациента делятся на две категории:
- социальные – то есть те, которые связаны с социальными обязательствами по обеспечению всего населения должной медицинской помощью, возложенными на правительство РФ, а также общественные и частные организации;
- индивидуальные – права, неотделимые от личности пациента, в частности:
- право на уважительное отношение к человеку при оказании медицинской помощи;
- право на получение полных и достоверных сведений о состоянии своего здоровья, включая возможные риски и последствия отказа от прохождения лечения;
- право на осознанное согласие на получение медицинской помощи;
- право на добровольный отказ пациента от получения медицинской помощи (в случае, если отказ от лечения происходит от родителей либо законных представителей, в отношении лица, не достигшего 15 лет, либо по решению суда признанного недееспособным, лечебное учреждение вправе обратиться в судебные органы за защитой прав и интересов этого лица);
- право на полную конфиденциальность;
- право на выбор лиц, которым эта информация может быть передана в интересах пациента;
- право на качественную медицинскую помощь, в частности, на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О радиационной безопасности населения»);
- право на получение медицинских и иных услуг, оказываемых в рамках программ добровольного медицинского страхования;
- право выбора/замены врача, лечебного учреждения (Закон «О медицинском страховании граждан в РФ»);
- право на облегчение страданий;
- право на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи (ч. 11 ст. 30 «Основ…»).
Виды нарушений прав пациента
Существуют следующие виды нарушений прав пациентов:
- необоснованный отказ от оказания медицинской помощи, равно как и оказания ее ненадлежащего качества или в неполном объеме;
- низкий уровень качества оказания помощи пациенту, несоответствие качества и объема медицинской помощи установленного стандарта, не повлекший причинение вреда здоровью пациента;
- низкий уровень качества оказания помощи пациенту, несоответствие качества и объема медицинской помощи установленного стандарта, повлекший причинение вреда здоровью пациента либо его смерть;
- использование болевых методов лечения при возможности исключить таковые методы;
- злоупотребления со стороны работников, оказывающих медицинскую помощь;
- требование платы за оказание медицинской помощи или необоснованное ее взимание;
- нарушение режима и условий лечения;
- нарушение прав пациента в вопросах его информированности о диагнозе и возможных рисках, последствиях и результатах лечения;
- нарушение прав пациента в вопросах разглашения информации, составляющих врачебную тайну;
- отсутствие медицинской документации или предоставление ее в недостоверной форме.
Нарушение прав пациента: куда обращаться за защитой своих прав и интересов
Учреждения, на которые возложена обязанность по защите прав пациентов:
- администрация лечебно-профилактического учреждения;
- региональное министерство здравоохранения;
- страховая медицинская компания, клиентом которой является пациент;
- территориальный фонд ОМС (в случае исполнения им функций страховщика);
- органы городской или районной прокуратуры;
- городской или районный суд.
Защита прав пациентов, нарушенных медицинским учреждением, может быть осуществлена самостоятельно самим пациентом (лицом, достигшим 18 лет и полностью дееспособным) либо его законным представителем. Понятие гражданско-процессуальной дееспособности применяется в отношении совершеннолетних граждан и юридических лиц (на основании нотариальной доверенности), права и интересы лиц, не достигших 15 лет, а также, недееспособных граждан, защищают родители/усыновители, опекуны/попечители. Права недееспособных либо ограниченно дееспособных граждан в суде защищают их законные представители, в присутствии самих несовершеннолетних или недееспособных лиц (ст.31 закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»).
Закон РФ предусматривает два вида порядка защиты прав пациентов: досудебный (направление досудебной претензии в адрес ответчика) и судебный (подача в суд искового заявления).
В зависимости от вида нарушений прав пациента и их последствий, в правовых отношениях по поводу привлечения к ответственности правонарушителя, могут одновременно участвовать:
- пациент, как потребитель медицинской услуги;
- лечебное учреждение либо конкретный медработник, как производитель медицинской услуги;
- страховая медицинская компания, на которую на основе договорных норм, возложена обязанность по обеспечению контроля качества медицинской помощи, оказываемой в рамках системы ОМС, и защите прав и интересов застрахованных лиц;
- орган государственной власти, как гарант соблюдения прав граждан.
Ответственность медицинских работников за нарушение прав пациента
Обращение за медицинской помощью естественно предполагает получение качественной услуги, оказываемой квалифицированным врачом-специалистом в области конкретного заболевания с применением высокотехнологичного современного медицинского оборудования. Но, к сожалению, как показывает практика, случаи оказания неквалифицированной помощи, приводящие в результате не только к безрезультативному лечению, но в дальнейшем и вовсе к ухудшению здоровья пациента, сегодня далеко не редкость. Соответственно, некачественно оказанная медицинская помощь, повлекшая за собой причинение вреда жизни и здоровью пациента, предполагает привлечение виновного медицинского работника к ответственности.
В правовом аспекте оценки медицинской помощи, оказанной пациенту, неблагоприятные последствия предоставленного лечения делятся на:
1. Несчастные случаи.
Несчастный случай в медицине непредвиденный исход врачебного вмешательства, повлекший за собой неблагоприятные последствия. Предотвратить такой результат невозможно в силу объективно сложившихся обстоятельств, несмотря на то, что врач действовал в полном соответствии с установленными нормами и методами лечения.
2. Врачебные ошибки.
Чаще всего врачебные ошибки могут наступить в силу объективных обстоятельств. Основными причинами врачебной ошибки являются:
- оказание медицинской помощи в ненадлежащих для этого условиях и при плохой материально-технической оснащенности лечебного учреждения;
- несовершенство медицинских методов для лечения конкретного заболевания (данная врачебная ошибка может являться следствием неполноты знаний в области медицины в целом);
- некомпетентность и недостаточный уровень профессиональных знаний врача в области конкретного заболевания.
Кроме того, закон предусматривает ряд важных обстоятельств, которые могли бы стать причиной наступления негативных последствий:
- редкость или злокачественность, а также осложнение заболевания;
- индивидуальные особенности организма пациента;
- неправильные действия пациента либо его законных представителей (в том числе, отказ от госпитализации, позднее обращение за медицинской помощью, нарушение лечебного режима, и т.д.);
- психофизиологическое состояние медицинского работника, оказываемого медпомощь (крайняя степень переутомления, недуг и другое).
3. Профессиональные правонарушения (наказуемые упущения).
Данный вид неблагоприятных последствий является следствием небрежных или умышленных действий медицинского работника, повлекшие за собой причинение вреда здоровью и жизни пациента. Профессиональные правонарушения характеризуют такие критерии, как:
- недобросовестное отношение к должностным обязанностям медицинского работника (например, неоказание помощи больному);
- халатное отношение к профессиональным обязанностям;• незаконное врачевание, в частности, применение методов лечения, несоответствующих официальным медицинским стандартам, оказание врачебных услуг, не имея соответствующей лицензии.
В случае, если врачебная ошибка была допущена вследствие недобросовестного отношения к своим должностным обязанностям медперсонала, лечебное учреждение несет ответственность за возмещение вреда, причиненного здоровью пациента, по вине его работников. Но при этом лечебно-профилактические учреждения не могут нести ответственность за диагностические ошибки, возникшие в результате осложнения заболевания в независимости от оказанного внимания и добросовестности медперсонала.
Профессиональные правонарушения медицинскими работниками могут повлечь за собой гражданскую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность, соответственно:
- дисциплинарная ответственность возникает в случае причинения легких телесных повреждений;
- гражданская (имущественная) ответственность наступает при наличии факта причинения морального вреда;
- уголовная ответственность наступает при тяжких последствиях и средней тяжести.
Материальные последствия наступают для лечебного учреждения, работодателя врача, допустившего правонарушение в отношении пациента.
Врачи, практикующие оказание частных медицинских услуг, несут гражданскую ответственность за некачественно проведенное лечение, и возмещают ущерб самостоятельно.
Ответственность за некачественное лечение пациента
К сожалению, в медицинской сфере крайне часто встречаются случаи, когда в результате медицинской помощи пациенту причиняется дополнительный вред здоровью. Право на возмещение такого вреда для застрахованного лица установлено пп. 11 ч.1 ст. 30, ст.ст. 66, 68 Основ прав пациентов в Российской Федерации. Указанное положение определяет, что обязанность по возмещению ущерба возникает у виновного лица, кто причинил вред здоровью пациента или его действия повлекли собой смерть пациента.
Важно! Право на возмещение вреда у застрахованного лица возникает только, если указанные события произошли из-за недобросовестного выполнения фармацевтами или медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.
Возмещение вреда пациенту регламентируется нормами Гражданского кодекса РФ. Пострадавший вправе потребовать возмещения расходов на лечение, утраченного заработка и иных дополнительных расходов. Кроме того, застрахованное лицо имеет право на возмещение морального вреда. При этом, если в результате некачественного лечения наступила смерть пациента, право на возмещение вреда получают его иждивенцы.
Важно! Требовать возмещения вреда можно как непосредственно с медицинского работника, причинившего вред, так и с организации, где он является сотрудником.
Получить возмещение можно как в судебном, так и досудебном порядке, предъявив письменную претензию в медицинскую организацию. Однако, стоит отметить, что как правило, результат досудебная претензия не приносит, а следовательно, необходимо подготовить исковое заявление и подать его в суд по месту нахождения ответчика – медорганизации либо по месту жительства пострадавшего.
В случае, когда медицинская помощь была оказана в рамках полиса ОМС, также при возмещении вреда применяется положение Закона об ОМС, в соответствии с которым медицинская организации и медицинская страховая должны возместить вред, причиненный медработниками при исполнении обязанностей по предоставлению медицинской помощи.
Кроме того, ответственность медицинской страховой организации наступает и в связи с нарушениями, связанными непосредственно с лечением пациента. Например, если по требованию пациента ему не был выдан страховой полис либо не предоставлена нужная информация, в результате чего он не смог получить медицинскую помощь, а, следовательно, его здоровью был нанесен вред.
Что касается организаций, действующих в системе ОМС, то они должны возместить ущерб, причиненный владельцу медицинского полиса, в случае, если он обратился за помощью в эту организацию, но она была оказана некачественно, вообще не предоставлена или проведенное лечение нанесло дополнительный вред застрахованному лицу. При этом, пациент вправе требовать возмещения не только вреда здоровью, но и морального вреда.
В общем, что помимо гражданско-правовой ответственности, фармацевты и медицинские работники, в соответствии с действующим законодательством, также могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, но об этом мы поговорим в нашей следующей статье.